5 Монтаж воздушных линий электропередачи

Подготовительные работы для монтажа воздушных линий электропередачи — ВЛ и ВЛИ

Любые монтажные и строительные работы начинаются с подготовительных работ. Прежде всего, они включают решение всех бюрократических вопросов. А это не малый объем работ:

Получение разрешения, устройство  трассы и организация информационных пикетов

  • Нужно получить разрешения на работы по прокладке (ведению) трассы воздушной линии. Если трасса пойдет через лесные массивы и площади сельхозназначения, то нужны отдельные разрешения у соответствующих государственных органов.
  • Получив разрешение, нужно подготовить места для размещения бригад/бригады монтажников.
  • Подготовить место складирования материалов.
  • Проверить подъездные пути к трассе.
  • В лесном массиве организовать и сделать просеки для ВЛ.
  • Если по трассе ВЛ попали строения или дома, то нужно организовать законный снос этих строений.
  • Вдоль будущей трассы ВЛ нужно отметить места установки опор, установить так называемые пикеты.

Завоз материалов

После выполнения всех перечисленных работ, можно завозить материал на организованные складские площадки.

Здесь, тоже масса нюансов:

Столбы и опоры перевозятся специальными машинами, столбовозами.

Провода перевозятся в барабанах. Барабаны грузятся на бок, а не на плоскость, вертикально. В кузове барабан надежно закрепляется тросовыми растяжками.

Изоляторы ВЛ изготовлены из стекла или фарфора. Из-за хрупкости материалов их предварительно собирают в «гирлянды» проектной длинны и перевозят в собранном виде, в деревянной таре.

Разгрузка материалов ВЛ и ВЛИ

Разгрузка материалов (барабанов с проводами, тары с изоляторами и опор) производится краном. Специальные машины оборудованы своим краном погрузчиком.

Как видите, подготовительные работы для монтажа воздушных линий электропередачи это большой и трудоемкий объем работ. Требует, как умения работать с разрешительной и проектной документацией, так и организовать взаимодействие складов отгрузки материалов, транспортных и такелажных компаний или отделов одной большой компании.

Elesant.ru

Другие статьи раздела «Воздушные линии электропередач»

  • Виды опор линий электропередачи по материалу
  • Виды опор по назначению
  • Воздушные линии электропередачи проводами СИП
  • Деревянные опоры воздушных линий электропередачи
  • Железобетонные опоры линий электропередачи
  • Железобетонные опоры линий электропередачи
  • Конструкции опор линий электропередачи
  • Натяжение проводов воздушной линии электропередачи
  • Ошибки монтажа СИП, которые нельзя допускать
  • Подготовительные работы для монтажа воздушных линий электропередачи

Новые краны-установщики железобетонных опор.

Долголетней практикой проверены известные схемы установщиков КЛЭП-7 и КВЛ-8 грузоподъемностью соответственно 7 и 8 т, выпускаемых предприятиями Минэнерго СССР. На основе этих схем был разработан новый кран-установщик железобетонных опор КВЛ-12, выполненный в двух модификациях, имеющих следующие технические характеристики.

Тип крана-установщика опор

КВЛ-12А

КВЛ-12Б

Марка базового трактора      

Т-130.1.Г

Т-130.БГ.1

Наибольшая грузоподъемность, т         

12

12

Длина стойки устанавливаемой опоры, м

26

26

Глубина опускания опоры в котлован, м . .

4,5

4,5

Давление на грунт в транспортном положе

нии, кПа ….

80

56

Масса агрегата, т

26,65

27,85

На базовых тракторах с целью повышения устойчивости крана при переводе его из транспортного положения в рабочее или при маневрировании с вертикально поднятой опорой удлинена ходовая часть в обычной модификации на один каток, а в болотоходной — на два катка. Это позволило снизить удельное давление на грунт в первом случае с 10,2 до 8,1 Н/см2, а во втором — до 4,5 Н/см2. Применение нового крана-установщика позволило на многих ВЛ 110—330 кВ, имеющих промежуточные железобетонные опоры со стойками длиной до. 26 м, отказаться от установки металлических анкерно-угловых опор и монтировать всю линию по единой технологии на железобетонных промежуточных, анкерных,  угловых опорах одним установщиком опор.
При установке грузоподъемным краном железобетонных опор типов ПБ35-1, ПБ35-4, ПБ35-3, ПБ110-1, ПБ110-2, ПБ110-3, ПБ110-5, ПБ110-6 и ПБ150-1 (рис. 15, б) после опускания опоры в копаный котлован необходимо ее закрепление до засыпки временными растяжками. Лебедки крепят временными якорями, зарываемыми в грунт или ввертываемыми специальными машинами. Рациональнее, однако, устанавливать лебедки на инвентарную раму с пригрузочными ящиками, заполняемыми гравием, щебнем или грунтом (рис. 15, в).
При установке железобетонных унифицированных свободно-стоящих опор установщиком опор типа КВЛ-8 растяжек и якорей не требуется.
Для установки стальных опор рекомендованы следующие комплекты в зависимости от технологии монтажа: при монтаже опор краном и трактором — автокран КС-4561, тракторы Т-130 с лебедками, набор такелажных приспособлений; при использовании монтажной стрелы вместо грузоподъемного крана — трактор ТК-53; при свободном монтаже — специальный кран для установки металлических опор ВЛ типа МКП-40.
Кроме кранов, серийно выпускаемых промышленностью, в электросетевых организациях применяются различные грузоподъемные средства, комплектуемые или приспосабливаемые с учетом ряда условий: наличия хороших дорог (при этом рентабельнее  иметь колесные машины) либо бездорожья (при этом нельзя использовать малопроходимые машины); отсутствия кранов необходимых характеристик и т. д. Некоторые из установщиков опор, предложенных и внедренных рационализаторами мех- колонн, приведены ниже.

8 Установка и укрепление опор

8.8.1 Установка опор должна производиться бурильно-крановой машиной (БКГМ) или автокраном сразу же после отрывки ям.

8.8.2 При установке опоры с помощью БКГМ ее стропуют подъемным канатом на расстоянии не менее 2/3 длины опоры от комля, после чего с помощью стрелы и лебедки опору поднимают и отпускают в яму (рисунок 8.16).

Рисунок 8.16 — Установка опор с помощью БКГМ

При этом рабочий-землекоп должен отводить опору с помощью рогача от бурильной головки и направлять ее комлем в яму. Не снимая подъемного каната, опору следует выверить по вертикали и в створ опор линии, после чего яму засыпать грунтом с послойным трамбованием.

8.8.3 В тех случаях, когда отсутствует возможность применения машин, установку опор выполняют вручную. При этом оснащенную и подготовленную опору необходимо уложить вдоль линии со стороны ступенек ямы так, чтобы ее комель упирался в доску, установленную у задней отвесной стенки ямы.

Рабочие поднимают опору за вершину, затем один из рабочих подпирает ее вертикальную часть рогачом, а остальные, передвигаясь поочередно к середине опоры, поднимают ее при помощи рогачей и багра до тех пор, пока комель опоры не достигнет дна ямы и опора займет вертикальное положение. После подъема опоры доску вынимают из ямы и опору выравнивают в линию с ранее установленными. Промежуточные опоры следует устанавливать по отвесу точно в створе линии.

Одновременно с выравниванием поднятой опоры ее кантуют с расчетом, чтобы крюки или траверсы расположились перпендикулярно направлению линии. После окончательного выравнивания опоры яму засыпают грунтом, вырытым при ее выкапывании. Грунт плотно утрамбовывают слоями от 15 до 20 см при помощи механической или ручной трамбовки. Излишек грунта насыпают вокруг опоры в виде конусообразного возвышения и также утрамбовывают.

8.8.4 До подвески проводов угловая опора должна быть укреплена оттяжкой или подпорой. Оттяжка или подпора устанавливается в плоскости, разделяющей угол между проводами на угловой опоре пополам. Подпора ставится к опоре с внутренней стороны этого угла, оттяжка — с внешней стороны.

8.8.5 Угловую опору следует устанавливать с некоторым наклоном вершины в сторону, противоположную направлению равнодействующей натяжения проводов или подвешенного кабеля (рисунок 8.17).

Оттяжки следует изготавливать из стальной оцинкованной проволоки диаметром от 4 до 5 мм, свиваемой в жгут. Количество проволок в жгуте зависит от нагрузки и угла поворота линии и может колебаться от двух до семи.

Нижний конец оттяжки необходимо закреплять за якорный жгут, который должен быть изготовлен из такой же проволоки, что и оттяжка, и заделан за якорный лежень (рисунок 8.18)

Рисунок 8.18 — Угловая опора, укрепленная подпорой и оттяжкой

8.8.6 Железобетонные опоры следует укреплять только оттяжками, которые нужно крепить к железобетонным опорам при помощи двухушковых хомутов (рисунок 8.19).

Угловую опору нужно укреплять одной оттяжкой, оконечные и кабельные опоры — двумя оттяжками. При этом хомут размещают под первой траверсой.

Рисунок 8.19 — Крепление подкосов и оттяжек

8.8.7 Полуанкерные опоры (рисунок 8.20) применяются при переходах через железные дороги, на удлиненных пролетах, в качестве вводных и кабельных опор, а также для увеличения устойчивости линии в гололедных районах.

Они должны укрепляться подпорами. Крепление подпоры к верхней части опоры следует выполнять так, как показано на рисунке 8.21

Рисунок 8.20 — Полуанкерная опора укрепленная подпорами Рисунок 8.21 — Крепление верхней части подпоры к железобетонной опоре

Прицепной вантовый кран с телескопической стрелой

Прицепной вантовый кран с телескопической стрелой был применен в Свердловской мехколонне № 32 треста Уралэлектросетьстрой для сборки металлических переходных опор с базой свыше 10 м и для установки опор высотой до 40 м, массой до 25 т без применения падающей стрелы. Переходную опору выкладывают на шпальные клетки. Телескопическая стрела крана, выдвигающаяся до 36 м, позволяет монтировать узлы и секции опоры массой до 8,6 т.
С применением крана на сборке переходных опор отпала необходимость в устройстве насыпи под опорой и в применении дополнительных механизмов. Еще большая эффективность достигается при использовании крана на установке металлических опор ВЛ 35—500 кВ. Общая годовая экономия на один кран составила 30 тыс. руб. Конструкция крана показана на рис. 16.
Типовые металлические опоры башенного и портального типов массой до 10 т могут монтироваться одним этим краном без применения других механизмов, шарниров, падающей стрелы, тягово-тормозного такелажа и другой монтажной оснастки.


Рис. 16. Схема прицепного вантового крана с телескопической стрелой:
1 — трактор T-100МБ; 2 — электрогенератор; 3 — узел от крана К-156 с лебедками (о — подъема  стрелы; 6 — грузового каната;  4 — стреловой полиспаст; 5 — грузовой канат, 6 — полиспаст выдвижения стрелы;  7 — тележка трактора Т-100МБ; 8 — телескопическая стрела; 9 — подстрелок

Подъемник перемещают по трассе с помощью тягача АТТ, который также выполняет функцию якоря грузового полиспаста. Несущая рама (упор), осуществляющая закрепление фундамента на время подъема опоры, и грузоподъемная одностоечная стрела, шарнирно соединенная с упором, изготовлены из стальных труб диаметром 426 мм.
При подъеме опоры используются пять механизмов (кран ТК-53, три трактора Т-130 и тягач АТТ) вместо шести при применении А-образной стрелы и преобладают работы по устройству якорей для крепления фундамента; упрощается перевозка по трассе, монтаж и демонтаж всей оснастки. Последовательность операций при подъеме опоры следующая:
тягач с подъемником устанавливают по оси трассы на расстоянии 25 м от опоры ПОГ-1150-1;
подъемник снимают краном ТК-53 с прицепа. Опорную вилку рамы устанавливают на фундаменте;
натягивают тракторами боковые оттяжки стрелы;
устанавливают стрелу в рабочее положение через подстрелок;  
закрепляют вояжи за траверсу опоры;
на башмаке опоры закрепляют поворотную вилку и надвигают ее натяжением такелажа на ось шарнира;
ослабляют и отсоединяют от тракторов боковые оттяжки стрелы;
натягивают боковые оттяжки опоры, поднимают ее в вертикальное положение и закрепляют по проекту. В процессе подъема периодически проверяют отклонение оси опоры от положения поперек оси ВЛ. При поперечном наклоне опоры (по верху траверсы более 3 м) подъем останавливают и регулируют положение опоры боковыми оттяжками.
После закрепления опоры постоянными оттяжками такелаж демонтируют. Конструкцию подъемника открепляют от фундамента и грузят на прицеп для перевозки к следующему пикету.
Подъемник аналогичного типа можно применить для установки опор ВЛ 35—1500 кВ различных типов. Для легких опор конструкция приспособления может быть соответственно облегчена, а вместо тягача АТТ можно применить трактор.

Навесная стрела от автокрана СМК-10 на тракторе ТТ-4

Навесная стрела от автокрана СМК-10 на тракторе ТТ-4 применена в Вологодской мехколонне № 19 треста Верхневолжсксель-электрострой для строительства ВЛ 35—110 кВ в условиях болотистой местности, где проходимость автокранов по слабым грунтам была недостаточной. Установка проста и может быть изготовлена в мастерских. Обслуживание установки после соответствующей аттестации механизатора по работе на кранах с неповоротными стрелами может выполнять тракторист. В транспортном положении агрегат отвечает допустимым габаритам автомобильного и железнодорожного транспорта.
Стрелу поднимают и опускают из кабины трактора гидроцилиндрами (от бурмашины МРК): Устойчивость обеспечивается двумя аутриггерами от крана СМК-10 и двумя регулируемыми оттяжками стрелы.

Монтаж воздушных ЛЭП

Технологический процесс монтажа линии электропередачи (ЛЭП) включает в себя:

· подготовительные работы, в ходе которых знакомятся с районом прохождения трассы, разбивают трассу, рубят просеки, роют котлованы под опоры, подготавливают разного рода производственные, хозяйственные и коммунальные помещения;

· основные строительно-монтажные работы, в ходе которых развозят по местам, собирают и устанавливают опоры, доставляют и монтируют изоляторы, провода, тросы.

Разбивка трассы

Разбивкой трассы ВЛ называют комплекс работ по определению на местности проектных направлений линии и мест установки опор.

Трасса должна быть проложена на местности так, чтобы после сооружения линии обеспечивались: нормальные условия движения транспорта и пешеходов, удобства эксплуатационного обслуживания и ремонта всех элементов линии.

Расстояния от опор ВЛ и проводов до различных подземных коммуникаций и надземных сооружений приведены ниже.

Разбивку трассы воздушной линии начинают с того, что при помощи теодолита определяют направление первого прямолинейного участка линии, а затем по этому направлению устанавливают две вешки: одну в начале участка, а другую — на расстоянии 200 — 300 м от нее (в зависимости от условий видимости).

По полученному направлению в местах размещения опор, указанных в проекте, устанавливают временно вешки, которые визируют с концов участка линии для проверки правильности расположения их в створе сооружаемой ВЛ, а затем эти вешки удаляют, заменяя пикетными знаками.

Сборка опор

В процесс сборки и монтажа опор входят: выкладка железобетонных стоек и отдельных элементов стальных опор, сборка опоры, установка опоры в проектное положение, ее выверка и закрепление.

Как правило, выкладка опоры и ее элементов производится вдоль оси ВЛ. В отдельных случаях исходя из рельефа местности и из условий ее подъема в вертикальное положение выкладка и сборка опоры производится поперек оси трассы ВЛ.

На косогорах выкладку и сборку опор необходимо производить вдоль оси ВЛ, траверсами в сторону подъема косогора. На участках пересечения линии электропередачи с автомобильными и железными дорогами, реками и оврагами, а также линиями связи опоры выкладывают вдоль оси линии, траверсами и тросостойкой в сторону пересекаемых объектов при расстоянии от центра установки опоры до пересечения не меньше 1,5 высоты опоры. Это расстояние считается: от центра опоры до бровки кювета при пересечении с автодорогами; с железными дорогами — до проекции линий связи и автоблокировки, а при их отсутствии — до края основного земляного полотна; с оврагами — до их бровки; с реками — до уреза воды; с линиями связи и линиями ВЛ — до проекции их крайнего провода.

Если во время осмотра опоры перед сборкой обнаружатся отдельные элементы опор с повреждениями, то к сборке ее до исправления и замены этих элементов или деталей приступать запрещается.

Подъем и установка опор

Установка железобетонных опор производится, как правило, стреловыми кранами и кранами-установщиками опор типа КВЛ. При необходимости подтягивания стоек используется трактор. Диаметр цилиндрического пробуренного котлована не должен превышать диаметра стойки более чем на 25 %. При большей разнице устанавливается верхний ригель. Ригели на промежуточных опорах располагаются вдоль оси ВЛ.

Время между устройством котлована и установкой в него опоры не должно превышать одних суток.

При установке двухстоечных и портальных железобетонных опор производится установка последовательно одной и второй стоек, затем монтаж траверс, верхних концов крестовых связей между стойками и закрепление нижних концов крестовых связей.

После подъема и установки краном свободностоящих опор в выкопанные котлованы, опоры должны быть временно раскреплены оттяжками, а затем установлены нижние и верхние ригели. Окончательное закрепление опор осуществляется обратной засыпкой грунтом только после их выверки засыпкой в пазухи грунта с послойным трамбованием.

Подготовительные работы по монтажу воздушных линий

Воздушной линией электропередачи (ВЛ) называют устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным с помощью изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.).

По напряжению воздушные линии подразделяются на две группы: напряжением до 1 кВ и свыше 1 кВ (3, 6, 10 кВ и более). Для каждой группы Правила устройства и эксплуатации (ПУЭ) предусматривают различные требования в части расчетных условий и конструкций.

По электрическому режиму работы различают ВЛ с изолированной нейтралью и с глухозаземленной нейтралью.

К подготовительным работам по монтажу В Л относятся:

  • ? устройство подъездов к трассе ВЛ и временных полигонов для изготовления и сборки деревянных опор;
  • ? рубка просеки и очистка трассы от пней и кустарника;
  • ? размещение заказов на изготовление деталей;
  • ? комплектование материалов, оборудования, механизмов, инструмента, приспособлений и бригад;
  • ? составление графиков производства работ.

Опоры ВЛ устанавливают: на железобетонных пасынках, когда опоры деревянные; на различных фундаментах (рис. 4.1), в том числе на скальных; на железобетонных сваях. Кроме того, устанавливают анкеры для крепления оттяжек.

В 60-е годы прошлого века в Беларуси были распространены деревянные опоры. В настоящее время используют в основном металлические опоры различной конструкции: промежуточные, угловые, портальные, анкерные угловые. Устанавливают также железобетонные опоры.

Для крепления проводов и тросов применяют сцепную, натяжную, защитную, поддерживающую и фиксирующую арматуру (см. приложение).

Рис. 4.2. Сборка металлических опор

Рис. 4.1. Монтаж фундаментов под опоры ВЛ напряжением 110 кВ

Для крепления проводов используют гирлянды: поддерживающие, натяжные одноцепные, натяжные двухцепные с изоляторами различной конструкции.

Транспортируют металлические и железобетонные опоры с помощью тракторов, автомобилей и вертолетов.

Сборка металлических опор показана на рис. 4.2.

Для установки опор применяют кран и трактор (автомобиль). Схемы установки приведены на рис. 4.3, 4.4.

При транспортировании и раскатке проводов применяют раскаточные тележки на колесах, санях или гусеничном ходу.

Рис. 4.3. Монтаж опоры ВЛ напряжением 110 кВ с помощью электролебедок:

1 — электролебедки; 2 — тяговый полиспаст; 3 — «падающая стрела»; 4 — мачта в процессе подъема; 5 — тормозной полиспаст

Рис. 4.4. Монтаж опоры ВЛ напряжением 110 кВ с помощью тракторов: 1 — мачта; 2 — подъемные тяги; 3 — оттяжки; 4 — «падающая стрела»; 5 — подъемный полиспаст; 6 — якорь; 7 — шарнир (временная опора); 8 — фундамент мачты; 9 — временная опора анкера

При раскатке и подъеме проводов и тросов используют различные ролики и монтажные замки.

Натяжку проводов осуществляют с помощью трактора (автомобиля) через уравнительный блок или вручную с помощью полиспаста.

Крепление проводов на опорах осуществляется несколькими способами: с помощью типового подвеса; с помощью различной вязки провода (на головке либо на шейке изолятора) и др.

Крепление проводов и тросов на анкерных опорах осуществляют вязкой, клиновым замком и т.д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: